Порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее — заявители) рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон) и иными актами законодательства.
По письменному и (или) электронному обращению заявителей принимается одно из следующих решений:
- о рассмотрении в организации или направлении для рассмотрения в подчиненные (входящие в состав, систему) организации;
- о направлении для рассмотрения в организацию в соответствии с ее компетенцией;
- о возвращении заявителю в случае отзыва им обращения оригиналов документов, приложенных к обращению, до рассмотрения его по существу, об оставлении обращения без рассмотрения по существу, о принятии обращения к сведению, если не требуется направление ответа.
Зарегистрированное письменное обращение или бумажная копия электронного обращения передаются на рассмотрение руководителю организации, который принимает решение о порядке исполнения обращения, определяет исполнителей, а также решает, подлежит ли обращение постановке на особый контроль.
Решение руководителя оформляется в виде резолюции.
При поступлении электронных обращений заявителей резолюция оформляется на бумажной копии этого обращения.
При необходимости совершения определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получения информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Срок рассмотрения обращений заявителей исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращений в организации. Ответ на обращение должен быть конкретным, обоснованным и охватывать весь круг вопросов, поднятых в обращении. Если факты, изложенные в обращении, подтверждены проверкой, то необходимо подробно сообщить о тех мерах, которые приняты для ликвидации указанных нарушений.
После разрешения вопросов, изложенных в обращении, заявителям готовится ответ. Ответы (уведомления) на обращения заявителей оформляются на бланке для письма, разрабатываемом в организации согласно установленным требованиям.
При направлении ответа (уведомления) на электронное обращение заявителя по электронной почте в реквизите «Адресат» указывается официальный адрес электронной почты юридического лица или адрес электронной почты гражданина, а в реквизите «Подпись» — фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы (уведомления) на обращения.
Ответ заявителю должен содержать конкретную информацию по каждому из поставленных в обращении вопросов.
Повторные обращения заявителей, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и заявителям были даны ответы в установленном порядке, рассмотрению не подлежат (ст.21 Закона). В этом случае заявитель письменно уведомляется, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по данному вопросу прекращается. Такое уведомление направляется в течение пяти рабочих дней (ст.15 Закона). При поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
Если по первоначальному обращению заявителя не было принято необходимых мер, в ответе на повторное обращение следует указать причины, по которым не было принято действенного (исчерпывающего) решения по первоначальному обращению (отсутствие материально-технической базы, финансовых средств и др.).
При отсутствии в обращении заявителей каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению, и ответы на них не направляются (при этом обращения должны быть зарегистрированы). Не подлежат рассмотрению и обращения заявителей, оформленные с нарушением требований ст.12 Закона.
В случае наличия нарушений руководитель организации, в которую поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо принимает решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу.
Организация в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации обращения, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, письменно, за подписью руководителя организации (уполномоченного им должностного лица), направляет заявителю уведомление о причинах оставления обращения без рассмотрения по существу и возвращает ему оригиналы документов, приложенных к обращению. При этом порядок обжалования не указывается.
Если обращения заявителей подлежат рассмотрению только в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю, а также иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения, организация также разъясняет, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.
Возможны ситуации, когда поступившее в организацию обращение заявителя не относится к ее компетенции, или в обращении содержатся вопросы, относящиеся к деятельности нескольких организаций (ст.10 Закона), или обращение не рассматривалось ранее в соответствии с компетенцией согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее — Указ № 498):
Если в обращении заявителя содержатся вопросы, требующие решения различных компетентных органов, руководитель организации рассматривает вопросы, относящиеся к его компетенции, а затем соответствующим организациям в течение 5 рабочих дней пересылаются копии обращений с сопроводительным письмом. При этом заявитель в тот же срок уведомляется, в какую организацию и по решению каких вопросов копия его обращения была направлена для исполнения.
Если обращение заявителя не относится к компетенции организации или оно не было рассмотрено ранее в порядке, установленном подп.1.1 п.1 Указа № 498, в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации обращения, такое обращение в подлиннике или в электронном виде должно быть направлено на рассмотрение в иную организацию в соответствии с ее компетенцией. В этом случае в организации, получившей обращение, не относящееся к ее компетенции, остается копия этого обращения. При этом заявитель также уведомляется в установленном порядке о направлении его обращения по компетенции.
Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, рассматриваются даже при условии их анонимности и в течение 5 рабочих дней направляются в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.
Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Справочно: Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ (ст.9.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст.9.3 КоАП).
Уголовная ответственность за клевету и оскорбление установлена ст.188 и 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений (ст.10 Закона).
Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения (ст.14 Закона).
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
- не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
- заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
- заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения (ст.15 Закона).
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
- обращения не соответствуют требованиям, установленным пп.1-6 ст.12 Закона;
- обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам (п.1 ст.15 Закона).
Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимают руководитель организации, индивидуальный предприниматель, к которым поступило обращение, или уполномоченное ими должностное лицо.
Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных ст.25 Закона.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в этих обращениях, кроме случаев дачи письменных ответов, когда:
- заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
- в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
Если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на них по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (п.7 ст.25 Закона).
Анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (ст.23 Закона).
Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения (п.1 ст.18 Закона). Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.
Вышестоящая организация при поступлении к ней жалобы проверяет содержащиеся в ней сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, рассматривавшим обращение по существу, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем уведомляет заявителя (п.2 ст.20 Закона).
Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством (п.3 ст. 20 Закона).